23.03.2016

ТПП РФ: Интернет все больше оказывает влияние на ритейл

ТПП РФ: Интернет все больше оказывает влияние на ритейл

 

 

Всемирная паутина, буквально на глазах ставшая одним из мощнейших факторов развития, оказывает сильнейшее воздействие на сферу торговли. Россияне через Интернет покупают одежду, обувь, автозапчасти, парфюмерию и косметику, а также спортивные товары и товары для дома.

 

Такая торговля, отмечают в ТПП РФ, полностью заменила собой посылторг и все активнее вторгается в другие торговые сегменты. Не секрет, что сегодня часто ходят в магазин, чтобы пощупать понравившийся товар, который потом будет заказан через интернет. Электронная торговля быстро развивается в США, Европе, странах Азии. Но в России предприниматели, работающие в этом секторе, постоянно наталкиваются на препятствия.

 

Всемирной паутиной при покупках пользуются 57% россиян в возрасте от 16 до 64 лет. В целом объем интернет-продаж в минувшем году составил 760 млрд рублей. Причем у этого вида торговли блестящие перспективы, ведь она составляет только 4% всего торгового оборота, тогда как в Великобритании этот показатель достигает 12%.

 

Рост объемов интернет-торговли благотворно отразился на национальном почтовом операторе. «Почта России» в минувшем году обеспечила доставку 51% торговых заказов. Если судить по поведению ведущих мировых компаний, занимающихся интернет-торговлей, наибольшую выгоду дает чрезграничная торговля. Именно на ней выросли такие гиганты, как Alibaba, eBAy, Amazon.

 

В России интернет-торговля тоже растет быстро, но в сфере чрезграничной торговли российские компании сильно уступают своим зарубежным коллегам. Главным образом из-за национального регулирования.

 

Если внутри страны доля электронной торговли составляет 4%, то в сфере международной интернет-торговли этот показатель составляет менее десятой доли процента. По мнению Артема Соколова, исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли, российское регулирование оказалось не готово к появлению и стремительному развитию международной интернет-торговли.

 

Она имеет свою специфику, так как покупки осуществляют частные лица и торговые фирмы, находящиеся в другом государстве. Сделки такого рода подпадают под правила, регулирующие экспорт-импорт, и чем более сложное здесь регулирование, тем меньше шансов успешно работать в этой сфере торговли.

 

Поэтому лидерами в сфере международной интернет-торговли на сегодняшний день являются США и Китай.

 

Одна из важнейших проблем, стоящих на пути развития международной интернет-торговли в России, является процедура подтверждения нулевой ставки НДС. Формально российские интернет-торговцы имеют возможность не брать НДС с проданных и отправленных в другие страны товаров, но существующая таможенная процедура не дает это делать. По словам Артема Соколова, нужно собрать три документа с отметками таможенных органов о том, что товар был вывезен. Все это делается в бумажном режиме, документы подаются в конвертах, для осуществления процедуры необходимо письменное заявление.

 

Более того, для подтверждения нулевой ставки необходимо предоставить еще и внешнеэкономический контракт, который с физическим лицом при таком торговом формате никогда не заключается.

 

Другими словами, использовать механизм возврата НДС, который работает сейчас в других странах, у российских торговцев возможности нет. А если кто захочет собрать все документы для того, чтобы вернуть НДС, придется платить лишнюю тысячу рублей для каждой посылки. Это полностью отбивает желание возвращать НДС.

 

Нельзя сказать, что возврат НДС вообще невозможен, но для этого интернет-торговлю нужно превратить в классический экспорт. Другими словами, открыть зарубежные представительства, что уже больше будет напоминать посылторг, торговлю по каталогам.

 

При этом нельзя сказать, что правительство этой проблемой не занимается. В декабре было сформулировано поручение президента в адрес Федерального собрания об облегчении экспортных процедур через интернет-площадки. И это действительно актуально, считает Артем Соколов. Речь идет о качестве межведомственного взаимодействия, когда информация, нужная для подтверждения нулевой ставки НДС, автоматически поступала бы в заинтересованные ведомства и фиксировалась в электронных базах.

 

Артем Соколов принимал участие в недавнем съезде ТПП РФ, на котором высказал ряд предложений. Прежде всего, уверен он, надо разобраться с возвратом НДС. Кроме того, можно было бы применить льготную ставку налога на прибыль пропорционально выручке от объема экспортированной продукции. При этом он обращает внимание, что процедура периодического таможенного декларирования, которая прописана в Таможенном кодексе, неприменима к экспорту в международных почтовых отправлениях. Ее следует оптимизировать, чтобы не подавать с каждой посылкой таможенную декларацию, данные об экспорте предоставлять позднее за определенный период и в электронном виде. Тогда, по его словам, «экспорт товаров у нас полетит».

 

Развитая интернет-торговля оказывает заметное воздействие на ситуацию на внутреннем рынке, и многие страны начали принимать меры защиты. Так, в Европе ограничили стоимость посылки 22 евро. Все, что свыше, – надо платить НДС и таможенные сборы. В Канаде такое ограничение эквивалентно 14 долларам.

 

Что касается России, то у нее порог равен 1000 евро. При этом внешние рынки полностью закрыты. «Очень хотелось бы в рамках тех международных соглашений, которые у нас есть со странами-партнерами, поднимать эти вопросы, обсуждать возможность облегчения экспортных процедур и снижения барьеров. Либо наоборот: гармонизировать наше законодательство в соответствии с мировой практикой», – заявил Артем Соколов.

Меню
Закрыть
Наверх